postheadericon ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022300 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

 

1.  Характеристика сферы профессиональной деятельности специа­листа.

1.1. Место специальности в системе знаний:

Деятельность специалиста протекает в области педагогической антро­пологии в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности, где он является активным субъектом приобщения личности к самоопределению в спорте. Его действие в системе "человек-человек" опирается на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний, обеспечиваю­щих научно-обоснованное целепологание, проектирование, конструирова­ние и процессуальное развитие в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности.

1.2.  Объекты профессиональной деятельности.

      образовательные учреждения любых типов, научные учреждения;

       внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные орга­низации; объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной на­правленности и другие общественные организации;

      федеральные, республиканские, региональные государственные ор­ганы управления физической культурой и спортом;

      государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации.

1.3. Виды профессиональной деятельности:

Специалист по физической культуре и спорту в соответствии с обще­профессиональной и специальной подготовкой может выполнять следую­щие виды профессиональной деятельности:

        образовательно-профессиональную, коррекционную и консульта­ционную;

      спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую);

      рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную;

      научно-исследовательскую и научно-методическую;

      организационно-управленческую.

2.  Общие требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по данной специальности.

Выпускник должен отвечать следующим требованиям:

      знает основы Конституции Российской Федерации;

    знаком с основными учениями в области гуманитарных и социаль­ных наук;

    знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения чело­века к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке информационных экологических и социальных проектов;

       имеет целостное представление о процессах и явлениях, происхо­дящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возни­кающих при выполнении профессиональных функций;

        способен продолжить обучение и вести профессиональную дея­тельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме в течение 10 лет);

       имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

       владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно и логично оформить его результаты;

      умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компью­терными методами сбора, хранения и обработки информации, применяе­мыми в сфере его профессиональной деятельности;

       способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

       понимает сущность и социальную значимость своей будущей про­фессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную об­ласть его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

       способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для опи­сания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качествен­ный и количественный анализ;

       способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реатизацией профессионатьных функций, умеет использовать для их реше­ния методы изученных им наук;

      способен с позиции гуманистических и демократических ценностей анализировать отношения занимающихся к физической культуре, как части общечеловеческой культуры и здорового образа жизни, владеет умениями и навыками физического и духовного самосовершенствования;

       готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности;

      методически и психологически готов к изменению вида и характера своей деятельности в работе над междисциплинарными дисциплинами.

3.Специальные требования к образованности специалиста, завер­шившего обучение по специализации "Технология спортивной подготовки в фехтовании".

Специализация "Технология спортивной подготовки в фехтовании" включает в себя две дисциплины:

    Теорию и методику избранного вида физкультурно-спортивной дея­тельности (ТиМИВФСД);

     Физкультурно-спортивное совершенствование (ФСС)

В результате изучения дисциплины "Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности" специалист должен знать и уметь:

•знать приёмы общения спортивного педагога с коллективом обучаю­щихся фехтованию и межличностного общения в нём;

знать историю, принципы и методы отечественной школы фехтова­ния, их роль и место в общей системе физической культуры;

знать отечественный и зарубежный опыт организации занятий фехто­ванием;

знать общие и частные вопросы теории и методики фехтования;

знать основы организации и проведения спортивно-массовой работы по фехтованию;

знать содержание, формы и методы планирования учебно- тренировочной работы по фехтованию, соревновательной и воспита­тельной деятельности в коллективах;

знать закономерности возрастно-половых особенностей развития фи­зических качеств и двигательных навыков в процессе занятий фехто­ванием;

знать организационную структуру в сфере избранного вида физкуль­турно-спортивной деятельности;

знать морфофункциональные особенности организма человека, зани­мающегося фехтованием;

знать санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к учебно- тренировочному процессу в процессе занятий фехтованием;

знать основные методы проведения врачебно-педагогического кон­троля, профилактики травматизма, оказания первой медицинской по­мощи в процессе занятий фехтованием;

знать основные закономерности процесса формирования профессио­нального мастерства тренера по фехтованию;


уметь использовать в учебно-тренировочном процессе аудиовизуаль­ные средства обучения, тренажёры, микропроцессорную технику и другие технические средства обучения;

уметь подбирать разнообразные формы занятий с учётом индивиду­альных морфофункциональных и психологических особенностей за­нимающихся фехтованием;

владеть методами сбора, обобщения и использования информации о тенденциях в развитии мирового фехтования,

владеть приёмами агитационно-пропагандистской работы в процессе занятий фехтованием;

уметь организовывать и проводить соревнования любого уровня, включая и международные соревнования;

иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований в области теории и методики спортивной тренировки фехтовальщиков.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа специализации: "Технология спортивной подготовки в фехтовании" предусматривает изучение студентами истории, методики, техники и тактики в различных видах фехтования (оружия), овладение ме­тодикой обучения и тренировки, приобретение знаний, практических уме­ний и навыков для самостоятельной педагогической и организационно-массовой работы в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности.

В программе учтены важнейшие положения теории и методики фех­тования, связанные с появлением за последние 12 лет (столько отделяет от предыдущего издания учебника по фехтованию для ИФК) новых научных данных, полученных ведущими специалистами при изучении актуальных вопросов развития современного фехтования. В программу введены такие разделы для изучения, как: методологические основы анализа соревнова­тельной деятельности и её характеристики, влияние тренировок к соревно­ваний на двигательную и психическую сферы спортсменов, структура тех­нического мастерства фехтовальщика и особенности его формирования по возрастным этапам подготовки, возрастная динамика развития и специали­зация двигательных качеств фехтовальщиков, формирование взаимоотно­шений между тренером и учениками и другие актуальные вопросы фехто­вания.

Всё это потребовало в значительной степени расширения содержания самой учебной программы, что позволило приблизить её к методическим указаниям для самостоятельной подготовки студентов.

Учебный процесс по дисциплинам специализации (ТиМИВФСД и ФСС) проводится в форме лекционных, методических (теоретических и практических), учебно-тренировочных занятиях, семинарах, самостоятель­ной работы, а также в форме индивидуальной работы преподавателя со студентом во внеучебное время (ФСС).

На лекциях освещаются вопросы истории развития фехтования, тех­ники, тактики и методики подготовки фехтовальщиков различной квали­фикации, медико-биологические и морфо-функционатьные особенности развития занимающихся, методы научно-исследовательской работы, орга­низации и проведения соревнований и учебно-тренировочных сборов, ор­ганизационно-правовые основы в избранном виде физкультурно-спортив­ной деятельности, структуре и содержании работы федераций, а также ос­новы маркетинга и менеджмента в современном фехтоватьном спорте и др. вопросы.

На методических (теоретических) занятиях углубляются и расши­ряются знания, полученные на лекционных и практических занятиях, про­водится анализ техники, тактики и методики обучения в различных видах фехтования, правил соревнований, формируются знания по проведению педагогического контроля за деятельностью фехтовальщиков на соревно­ваниях, изучаются основные документы планирования и учебно- тренировочного процесса, и контроля за его эффективностью и лр. На прак­тических (методических) занятиях разбираются и уточняются организаци­онно-методические основы проведения группового учебно-тренировочного урока, боевой практики, индивидуальных уроков, как в избранном, так и других видах оружия, занятий по общефизической подготовке.

На учебно-тренировочных практических занятиях изучается и со­вершенствуется техника и тактика фехтования на разных видах оружия.

Особое место занимают учебно-тренировочные занятия, которые проходят в форме учебной практики, где студенты овладевают профессио­нально-педагогическими умениями и навыками обучения и тренировки фехтованию на различных видах оружия.

На семинарских занятиях проводится текущая оценка знаний мате­риала лекционного курса, методических и практических занятий студентов по главным темам учебной программы, оценивается успешность самостоя­тельная работа.

Одной из форм проведения семинаров могут быть: устный опрос, со­общения студентов в виде докладов, диспут, деловая игра, контрольная ра­бота и т.д.

Самостоятельная работа студентов направлена на формирование у студентов навыков изучения как основной, так и дополнительной литера­туры по фехтованию, умения работать с учебно-методической документа­цией, учебными и методическими пособиями, составления учебной документации, а также подготовке студента к ведению НИР.

Особое место в самостоятельной работе со студентами при обучении в вузах физической культуры на втором уровне высшего профессионать- ного образования должно быть отведено формированию у них необходи­мых физических и психических навыков для утверждения в повседневной * жизни позиции гражданина ведущего активный и здоровый образ жизни , пропагандируя для этого средства физической культуры и избранного вида (видов) спорта.

Направленность самостоятельной работы при обучении на третьем уровне высшего профессионального образования для получения квалифи­кационной степени "Специалист по физической культуре и спорту. Преподаватель" должна определятся мотивацией студента на дальнейшую профессиональную деятельность в системе спорта высших достижений.

Индивидуальная работа является формой творческого общения сту­дента с педагогом и проводится с учётом запросов и потребностей лично­сти обучающегося. Данная форма работы особенно эффективна при прове­дении занятий по ФСС.

Комментарии закрыты.